Этот шпиль - один из самых запоминающихся в Копенгагене
Церковь Христа Спасителя - одно из знаковых зданий Копенгагена, зданий по которым он узнается, которые остаются в памяти, намертво связавшись с местом, где были увидены - столицей Дании. Хотя, если быть точным, это относится даже не к самой церкви, а к колокольне, к её удивительному шпилю с навивающейся против часовой стрелки лестницей. Чудо в том, что сама эта лестница не кажется чем-то чужеродным для шпиля, конструкция вполне гармонична.
История строительства церкви Христа Спасителя
Церковь и колокольня были построены в разное время. Церковь в стиле барокко строили по проекту Ламберта фон Хавена 14 лет при короле Кристиане V: с 1682 по 1696 год. А колокольню построили только спустя полвека с лишком - в 1750 году. Особенность шпиля в том, что на него можно подняться по открытой, "внешней" винтовой лестнице к венчающему шпиль золоченому шару с фигурой Иисуса. Сейчас, после реставрации и ремонта, туда пускают посетителей. На сильном ветру шпиль весьма ощутимо качается, что прибавляет острых ощущений добравшимся туда туристам. Город можно рассматривать с высоты 86 метров, Это не рекорд для Копенгагена - на ратуше площадка выше на 14 метров. Но вид отсюда очень хорош, а необычность конструкции и её гибкость под порывами ветра оставляют незабываемые впечатления.
Одним из первых прошел все 400 ведущих к вершине ступеней датский король Фредерик V во время освящения новой звонницы. А в наше время, в 1996 году, после реставрации собора, церемония была в точности повторена датским кронпринцем Йоахимом.
Архитектор колокольни церкви Христа Спасителя
Автор проекта шпиля - архитектор Лауридс де Тура. По-видимому, идея была взята из конструкции римской церкви Сант-Иво алла Сапиенца (Sant'Ivo alla Sapienza). Лауридс де Тура некоторое время жил в Риме и был знаком с этим зданием. Но там была совсем другая история и другая символика. Римский храм был спроектирован архитектором Франческо Борромини и, чтобы угодить папе Урбану VIII, был похож в плане на шестиугольник-пчелу - геральдический знак семейства, из которого происходил понтифик. Бело-голубой шпиль этой церкви символизировал жало этой самой пчелы. А в Копенгагене мы видим не жало (тут шпиль гораздо выше римского), а лестницу в небо (библейская лестница Иакова), не вызов Богу, но символ человеческого смирения перед его волей, ибо спираль обрывается, так и не достигнув небес, являясь опорой для позолоченной сферы с трехметровой фигурой Спасителя с хоругвью, венчающей шпиль. Божий Помазанник как бы нисходит в земной мир по этой спиральной лестнице.
Вокруг такого необычного здания не могло не возникнуть легенды. И она возникла: из уст в уста передавалась история о том, что архитектор был так увлечен строительством башни, что, когда понял, что лестница закручивается не в ту сторону, бросился с нее вниз. Историки, однако, утверждают, что Лауридс де Тура тихо умер у себя дома в нищете через 7 лет после завершения строительства. Тем не менее, датский режиссер Нильс Вест (тот самый, живущий в Христиании, автор фильма «Христиания, моё сердце с тобой») в 1997 году в своем "поэтико-документальном" фильме "Лестница в небо" экранизировал эту легенду об архитекторе. Заметим, что Франческо Борромини (предшественник Лауридс де Тура, автор римской церкви со спиралевидным шпилем) действительно покончил с собой, предварительно уничтожив все свои рукописи и рисунки.
Внутри церкви Христа Спасителя в Копенгагене.
Интерьер церкви также представляет интерес. Очень красивый барочный алтарь из мрамора и дерева, работы шведа Никодима Тессина (Nicodemus Tessin), появился в храме не сразу, а только в 1732 году, через 36 лет после освящения. Фасад на алтаре напоминает еще одно римское творение Борромини – церковь Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane). Наглядное проявление толерантной преемственности в искусстве: католик Борромини вдохновил создателей шпиля и алтаря протестантской церкви.
На самых видных и почетных местах церкви расположены инициалы, портреты и монограммы короля Кристиана V, который, являясь защитником и покровителем Евангелистской Лютеранской Церкви Дании, курировал постройку храма. Весьма интересен расположенный в храме огромный трехступенчатый орган, 4000 труб которого держат два слона. Орган сконструирован в конце 17 века и отреставрирован в середине двадцатого. А еще в церкви Христа Спасителя находится карильон из 48 колоколов разного размера, созданный в 1928 году, Днем, каждый час, он играет музыку. Музыка разносится над вольным городом Христиания, расположенным в непосредственной близости от церкви Христа Спасителя. Эта церковь - символ Христиании, своеобразный "маяк", указывающий направление к ней из разных концов Копенгагена.