лого

Географический домен .dk Телефонный код +45 Валюта Датская крона

вход на сайт

И я там был...

Мы с коллегой приехали впервые в Данию осенью 2003 года на международную научную конференцию по энергетике. Конференция проходила в столице, её организовали на базе Копенгагенского университета. Отвлекаясь от совершенно неинтересных здесь научных реалий, расскажу немного о Копенгагене, как я его увидел.

Знакомство с новой страной всегда начинается с аэропорта.  Аэропорт Каструп мало отличается от других аэропортов Европы. Огромные окна в частых переплетах, плавно изогнутая крыша напоминает спину морского животного. В здании аэровокзала на втором этаже установлены скульптуры, забавно облокотившиеся о поручни и смотрящие вниз на спешащих пассажиров.

Мы вышли на площадь перед аэровокзалом и сунулись к ближайшим таксистам. К нашему удивлению, они объявили, что везут в Стокгольм, и если мы хотим в Копенгаген, нам нужно на другую стоянку. Вот так, скажешь по незнанию: «Downtown, please», и окажешься в совсем другой стране!

Нашли нужную стоянку. Такси все мерседесы, хоть и не самые новые. Таксист оказался пакистанцем, приехавшим в Данию на пмж. По дороге он  рассказал, что ему удалось перевезти сюда всю семью, живут они хорошо, денег хватает, он очень счастлив и благодарен новому отечеству за то, что оно его приняло. Кажется, что я сижу  перед радиоприёмником и слушаю бесконечную агитку. С любопытством верчу головой: низкие облака над равниной, низкие промышленные здания.

До Копенгагена доехали быстро. Оформляемся в гостинице. Маленький такой отельчик номеров на 20, семейный.  В 2003 году командировочных давали немного. Мы посчитали наличность, и вышло, что вдвоем с приятелем мы сможем снять только 2х местный номер. В вестибюле гостиницы нас встретила сама хозяйка, пригласила в кабинет и сказала, что номер готов, и добавила, внимательно взглянув нам  в глаза: «Там одна большая кровать, будет ли вам это удобно?»  Я ей ответил,  что меня это вполне устроит. Потому что я большой: я - то буду спать на кровати, а вот моему приятелю места не останется, ему придется спать на полу. Дама улыбнулась и сказала, что если мы подождем полчаса, они раздвинут кровати, с чем мы быстро согласились.  И отправились побродить.

Копенгаген –  город необычный. Средневековый центр, где встретишь и высокие затейливые башни, и толстые крепостные стены не создает ощущение мрачности, потому что повсюду вода: пролив Эресунн, озёра, отделяющие старый город от кварталов Эстербро, каналы.  С моря дул сильный влажный ветер, было пасмурно. Мы вышли на площадь Городской Ратуши.  Она огромная, есть мнение, что она может вместить 100 тысяч человек – охотно в это поверю.

Рассмотрели причудливый Фонтан дракона, памятник Андерсену и подивились на современную автобусную станцию, которая находится прямо посреди площади. Смелое решение. Говорят, многие датчане протестовали против ее размещения на Радхузпладсен,  поскольку она не вписывается в архитектурный ансамбль площади. Но были и такие, которым нравились перемены. Пока шли споры и дебаты, противники автобусной станции к ней привыкли и перестали замечать архитектурный диссонанс.

Главное здание на Радхузпладсен – это, конечно, ратуша, в честь которой и назвали площадь. Огромное сооружение из кирпича с башней, уходящей под облака. Чтобы охватить её взглядом лучше отойти подальше. Нынешняя ратуша – шестая по счёту, построена в 1905 году по проекту архитектора Мартина Нюропа. Все её предшественницы сгорели. Интерьер из-за многочисленных пожаров тоже не сохранился. Внутри там строго и просто. На первом этаже местная достопримечательность – «Часы мира», сконструированные Йенсом Ольсеном, которые показывают время в любой точке земного шара.

В ратуше есть громадный зал, предназначенный для общественных мероприятий. В нём на следующий день и состоялся банкет по случаю открытия конференции. Участников приветствовала заместитель мэра города, и, поговорив о связи энергетики и экологии, она заявила, самая главная экология – социальная, которую можно улучшить, только пытаясь понять друг друга. И предложила тост за плодотворное общение. Собравшиеся тост поддержали, выпили шампанское и, жуя бутерброды, стали общаться.

Нужно заметить, что с точки зрения экологичности энергетики Копенгаген, пожалуй, самый передовой город Европы. Существенный вклад в энергообеспечение столицы даёт ветроэнергетика, кроме того, в Копенгагене создана централизованная система теплоснабжения города.  В отличие от российских городов, она изначально планировалась как система ЕДИНАЯ. Это означает, что если на какой-либо ТЭЦ - авария, то жители района, который она обеспечивает теплом, не будут сидеть и ждать, когда аварию ликвидируют, их сразу же подключат к другой ТЭЦ,

К слову сказать, главное отличие от наших городов, - это обилие велосипедистов, что замечают все.  Ни до, ни после я такого количества велосипедистов вместе не видел. На центральных улицах выделены отдельные велодорожки, достаточно широкие, на 2-3 полосы. В часы пик на один такт светофора все  велосипедисты иногда не успевают проехать, и образуются пробки. Велосипеды самые разные, преимущественно обычные дорожные и много даже ржавых: что поделать, город морской, влажность очень большая. Повсеместно можно наблюдать, как светловолосые мамаши сноровисто везут на велосипедах своих детишек, посадив их в железные коробки спереди или сзади. Меня приятно поразило обилие высоких, спортивных блондинок.  Молодые датчанки, родив ребёнка, не теряют спортивной формы. Видел и не раз, как молодая мама бежит в кроссовках и катит перед собой трехколёсную коляску с младенцем. Датчане вообще  озабочены своим здоровьем гораздо больше наших соотечественников.  И в Королевском саду, и в Восточном парке, и в Эрстедспаркен (парке, названном в честь физика Ханса Кристиана Эрстеда)  всегда можно встретить занимающихся бегом людей.  Кроме знаменитых парков очень много маленьких, Копенгаген очень зелёный. Очень много спортивных клубов, футбольных полей. Гуляя вечером, мы с приятелем свернули с проторённых туристских троп и заблудились. Из дверей очередного спортивного клуба, расположенного напротив громадного зелёного луга, на котором расчерчены три футбольных поля,  выходили молодые ребята.  Мы попросили их по-английски показать нам дорогу к центру, где был наш отель.  Ребята не поняли. Тогда приятель, хорошо знающий немецкий, спросил их  о том же на языке Шиллера и Гёте.  Увы. Улыбнувшись друг другу, мы расстались, так ничего и не выяснив.

- Странно, - сказал я. – Тут же все понимают и по-английски, и по-немецки.

- Это футболисты, - ответил приятель.

Мимо проходила пожилая пара. Мы спросили у них дорогу, и нам доходчиво и доброжелательно объяснили. Доброжелательность и терпимость, сочетании со спокойствием и чувством собственного достоинства, - вот качества, которые очень понравились в датчанах.

На следующий день после докладов мы отправились посмотреть на символ Копенгагена - Русалочку. Автор самой знаменитой в Дании скульптуры - Эдвард Эриксен создал ее в 1913 году. Русалочка находится на набережной Лангелиние, в порту Копенгагена. Она совсем невелика, всего 125 см ростом. Как говорится, в натуральную величину. Мы еле ее нашли.  Маленькая, нежная и грустная. Ей как раз приделали новую голову.  «Любители старины» регулярно ее отпиливают. Или взрывают статую целиком, если затрудняются отпилить. Русалочка сидит на камне, отвернувшись от берега, потому что  ничего хорошего оттуда ждать не приходится. Идём вдоль набережной. Теперь она называется по-другому:Indiakaj и Amerikakaj (набережная Индии и набережная Америки). Вот на что замахнулись потомки викингов!

В последний вечер мы посидели в баре на набережной канала Нюхавн, попили пива. Это, конечно, в разы дороже, чем купить бутылку пива в магазине, но того стоит: приятно сидеть, болтать за жизнь и разглядывать прохожих и пришвартованные к набережной старые парусники. Конечно, датские студенты, которых мы в изобилии видели в Университете, поступают иначе. Они покупают на всех один или два ящика  пива, сидят у себя в кампусе и потягивают его, читая книжки, готовятся к занятиям. Пить на улице пиво прямо из бутылок не принято (а, может быть, и не разрешается). На набережной канала Нюхавн, в доме 18 жил Ганс Христиан Андерсен, что, безусловно, прибавляет очарования месту.  Этот старый чудак лично мне очень симпатичен, а его девиз «Путешествовать – значит жить» я вполне мог бы сделать своим.

Утром мы зашли на Стрёгет - пешеходную улицу, где полно магазинов,  и купили магниты с изображением Русалочки и кружки с датским флагом.  Теперь – в аэропорт!  Хотя, конечно, хочется вернуться – скромное обаяние Копенгагена притягивает.