Импрессионизм, появившийся в 60-е годы XIX века во Франции, оказал большое влияние на европейскую живопись, проявив себя по-разному в каждой стране. Его отличительные черты: воздушность и эфемерность образов, игра света, использование «чистых» цветов вместо смешивающихся на палитре сложных, стремление передать подвижность и изменчивость реального мира, а также момент наивысшей гармонии и счастья. Все это можно увидеть в творчестве датских художников фюнской школы, о которой и пойдет речь в этой статье.
Первым импрессионистом Дании можно назвать художника Теодора Филипсена, новатора датского искусства XIX века. Родившийся в Копенгагене в 1840 году будущий живописец с детства интересовался не только рисованием, но и жизнью животных, поэтому прежде чем поступить в Датскую академию художеств, он окончил сельскохозяйственную академию. Знания о природе помогли Филипсену стать замечательным пейзажистом и натуралистом. В 1874-1876 году во время своего пребывания во Франции живописец оказался под большим воздействием французских импрессионистов. Особенно впечатлили его картины Констана Тройона, Теодора Руссо и Жана Франсуа Милле. Хорошим другом Теодора Филипсена стал Поль Гоген, также оказавший огромное влияние на датского художника. В поисках вдохновения Теодор Филипсен много путешествовал, побывал даже в Африке. Первым значимым произведением, выполненным в стиле импрессионизма, стала картина «Осенний день в Дирехавене, солнечное сияние». Сегодня эту картину можно увидеть в Государственном музее искусств. Другая известная работа, исполненная в импрессионистском духе, «Аллея близ Каструпа», была написана в 1891 году. Множество пейзажей Филипсена можно увидеть в копенгагенском музее Kastrupgårdsamlingen.
Работы Теодора Филипсена впечатлили сообщество молодых живописцев с острова Фюн, так называемую «фюнскую школу».
Сообщество молодых художников с датского острова Фюн поначалу формировалось вокруг очень яркой и привлекательной девушки – Альхед Варберг, впоследствии ставшей женой Йохансена Ларсена, одного из крупнейших представителей направления. Какое-то время девушка училась у начинающего живописца Фрица Сюберга, общаясь также с его друзьями Петером Хансеном и Йохансеном Ларсеном. Добавим к ним сестер художников Анну Сюберг, Кристину Ларсен и Анну Хансен и получим ядро будущей «семьи Фюна» - так в шутку именовали объединение художников, ведь все они взяли в жены сестер своих друзей.
Фриц Сюберг родился в 1862 году, в 16 лет пошел в класс декора, где его учителем стал Петер Сюрак Хансен (отец живописца Петера Хансена). В 1884 году Фриц Сюберг уехал в Копенгаген, чтобы продолжать обучение в Академии живописи, однако учиться там будущий художник не стал и по возвращении в Фюн перешел в школу Сартмана, известную оригинальным подходом к обучению живописи.
Примерно в то же время в студии Сартмана стали учиться Йоханнес Ларсен и Петер Хансен, также ее окончили другие участники сообщества художников Фюн - Пауль Кристиансен и Олуф Хартман.
Несмотря на близкий творческий путь, все художники группы имели свою оригинальную манеру исполнения. Йоханнес Ларсен был хорошим портретистом, хотя и писал преимущественно крестьянские пейзажи. Его также называли «птичьим художником», так как он очень любил изображать птиц. В произведениях Ларсена много ясных, но не очень ярких красок, большое внимание уделено светотени. Ларсен также занимался росписью, фресками, иллюстрациями к книгам.
Фриц Сюберг часто создавал жанровые картины, любил акварельные пейзажи, создавал иллюстрации к книгам (например, иллюстрировал сказки Андерсена).
К импрессионистским относят в основном поздние работы художников Фюн. Одной из таких работ является «Вечерние игры в Сваннинге», написанная Сюбергом в 1900 году.
Ближе всего к импрессионистам был Петер Хансен, уже с ранних работ («Волнующаяся рожь», «Купающиеся мальчики») проявлявший черты этого стиля. Естественность, светлый колорит и свежесть восприятия – вот основные черты картин мастера («Весна», «Играющие дети»).
Художники Фюнской школы получили широкое признание в начале XX века, их картины хранятся в национальных музеях Дании и Швеции. В доме Йоханнеса Ларсена – месте сбора «Художников Фюн», сейчас находится музей.
Софья Дурынина