Начиная с первого десятилетия 20 века, в художественных кругах Дании пошла волна увлечения разными направлениями модернизма – преимущественно, экспрессионизмом и постимпрессионизмом.
Наиболее известных художников этого периода связывают с ассоциацией «Гренинген», созданной в 1915 г., а также с так называемой Борнхольмской школой – объединением художников, вдохновленных видами датского острова Борнхольм. Один из создателей «Гренингена» Эдвард Вейе был одновременно и участником школы художников Борнхольма, куда он приехал после путешествия по Италии и Франции. Начав с реалистичных городских пейзажей, живописец попал под влияние поздних импрессионистов и перешел на мифологические сюжеты. Интересна его картина «Посейдон с нереидами и тритонами», написанная в 1917, а также работа «На Лангелиние» 1924 г., в которой сочетаются присущие Вейе живописность, романтичность и утонченность. Обе картины хранятся в копенгагенском художественном музее. Другие его работы, созданные в жанрах абстрактной живописи, пейзажа, портрета, мифологической и литературной живописи можно также увидеть в нескольких датских музеях и галереях.
Среди других представителей Борнхольмской группы – Олуф Хост, Нильс Лергард, Крсстен Иверсен и Олаф Рьюд. Все они черпали вдохновение, прежде всего, из необычных сочетаний света и пейзажа на Борнхольме. Интересно то, что родился на острове всего один участник группы – Олуф Хост. После учебы в Копенгагене, он вернулся на Борнхольм и работал преимущественно в экспрессионистском ключе, создавая мистические, контрастные пейзажи родных мест.
Работы художников Борнхольмской школы можно посмотреть в Борнхольском художественном музее, а также в музее Олуфа Хоста в Гудхеме.
Ассоциация «Гренинген» получила свое название по наименованию улицы в Копенгагене, на которой проводилась первая выставка художников-модернистов. Помимо Эдварда Вейе в нее входили такие выдающиеся живописцы, как Харальд Гирсинг, Вильгельм Лундстрем, Йенс Сындергард и Йайс Нильсен. Все они учились в Копенгагене. Харальд Гарсинг испытал там сильное влияние французских постимпрессионистов и пуантилистов. Творчество Гарсинга разнообразно – это и портретная, и пейзажная, и жанровая живопись. Отличительные черты его картин – объемность, чистые цвета, простые формы. Гарсинг около 10 лет руководил художественной школой, делясь опытом с юными художниками.
В схожем стиле писал и Вильгельм Лундстрем. Его ранние «Женщины-гиганты» заинтересовали и художников, и публику. В 20-х гг. живописец часто обращался к приемам кубистов и экспрессионистов, создавая весьма своеобразные работы.
Еще один член ассоциации – Йенс Сындергард, прославился преимущественно морскими пейзажами. Большие мазки, затемненные силуэты на фоне более светлого неба или моря и зеленовато-фиолетовая гамма выдают в нем приверженца экспрессионизма и постимпрессионизма. Помимо пейзажной живописи, Сындергард занимался росписями.
Софья Дурынина