- Русалочка? Да что на неё смотреть! Считается самым переоценённым памятником, в смысле соотношения художественных достоинств и раскрученности. Да она не больше нашего чижика-пыжика, не вдруг заметишь!
На самом деле, не такая уж она и крошечная - 1м 25 см высотой. И пройти мимо невозможно — маленькую скромную Русалочку с утра до вечера окружает немаленькая толпа. Временами очень активная, стремящаяся не только её сфотографировать, но и залезть к ней на камень, панибратски приобнять, похлопать по плечу и другим местам, благо Русалочка совершенно безответна. Молча сидит и смотрит страдальчески распахнутыми глазами на всех этих людей, активно щёлкающих фотоаппаратами.
Русалочка, нынешний, можно сказать, символ Дании, появилась не так давно, но безусловно не случайно. Ханс Кристиан Андерсен, самый читаемый датский автор в мире, написал сказку "Русалочка" ( а на самом деле, маленькая морская дева, но не будем вдаваться в генеалогию этих мифических персонажей) в 1837 году. Трогательная трагическая история не могла не вдохновить композиторов и балетмейстеров - бессловесная красавица, которая может выразить свою любовь только жестами, танцем безусловно просилась стать главной героиней балета. И такой балет был создан (справедливости ради скажем, что не один). Композитор Фини Энрикес и балетмейстер Ханс Бек поставили "Русалочку" в 1909 году в Королевском театре Копенгагена. Главную партию танцевала прима-балерина прелестная Эллен Прайс. Талант, мастерство, заработанное тяжким трудом, традиции семьи (Эллен Прайс принадлежала к известной артистической династии), понимание художественной задачи - всё это слилось воедино, создавая новый шедевр. Балет пользовался колоссальным успехом и принёс балерине заслуженную славу.
В числе её почитателей оказался и Карл Якобсен, владелец пивоваренной компании "Карлсберг", успешный бизнесмен и меценат. Посмотрев балет, он испытал настоящее потрясение. Ему захотелось увековечить в бронзе балерину в образе Русалочки. Отбросим пошлые соображения о банальном адюльтере, здесь речь идёт о высоком искусстве. Шестидесятисемилетний Карл Якобсен не относился к разряду тех, кто " брал под покровительство хорошеньких девиц". Человек, подаривший согражданам свою богатейшую коллекцию живописи и скульптуры, думал о будущем.
Воплотить желание магната взялся молодой и успешный скульптор Эдвард Эриксен, его скульптуры "Надежда" и "Судьба" уже были куплены Государственным художественным музеем Копенгагена. Идея памятника - Русалочка, сидящая на камне и безнадежно смотрящая в море - понравилась Якобсену. Но тут неожиданно возникло казалось бы непреодолимое препятствие. Узнав, что скульптуру выставят в порту Копенгагена, Эллен Прайс отказалась позировать обнажённой (в принципе её можно понять). Скульптор вышел из положения, слепив фигуру Русалочки со своей жены Элины, которая была на три года моложе Прайс. Вот и получилось, что лицо Русалочки, печальное, одухотворённое, - портрет балерины - диссонирует с широкоплечим, излучающим здоровье и семейное счастье телом, принадлежащим жене скульптора.
В 1913 году Русалочка была отлита в бронзе и заняла своё место в порту Копенгагена, потихоньку становясь привычной и неотъемлемой частью датской столицы. Через год не стало Карла Якобсена, а Русалочка превратилась в самую популярную скульптуру Дании.
Почему именно она, почему не Гефион, богиня, создавшая, согласно Эдде, остров Зеландию? Великолепный фонтан Гефион, иллюстрирующий миф, расположен совсем недалеко от неприметной Русалочки. Кстати, фонтан тоже подарен городу Якобсеном. Мощная фигура богини, управляющей четырьмя быками, в которых она превратила своих сыновей, как нельзя лучше отвечает понятию национального символа. Но — нет. Ответ очевиден. Правда, есть и более прозаическая версия: популяризация Русалочки — дело сугубо коммерческое, ещё одна аттракция для туристов.
Не будем спорить. Непонятно другое: почему никому не мешающая Русалочка многократно становилась жертвой вандалов? Печальный список злодеяний против скульптуры открывается 24 апреля 1964 года, когда «художники», называющие себя марксистами, отпилили ей голову. Надо сказать, что голову Русалочка теряла не раз, и в самом прямом смысле. Ей отпиливали руку, её взрывали, пачкали краской, пририсовывали и приделывали всякие гадости. Даже одевали в хиджаб и балаклаву, протестуя против вступления Турции в ЕС и против судебного преследования Pussy Riot, соответственно. Возникает вопрос а ля Лев Николаевич — за что? Когда Морскую девочку уродуют политические экстремисты, это, по крайней мере, можно объяснить: Русалочка у них ассоциируется с Датским королевством, они привлекают к себе внимание, попросту пиарятся на чужой известности. Но когда это делают простые отморозки?! Осмелюсь предположить, что эта девочка, беззаветно любящая своего принца той самой любовью, которая сильнее смерти, безмерно их раздражает. Бесит, как нечто, не доступное пониманию, нечто недостижимое, несбыточное и высокое, которое хочется окунуть в грязь.
К чести датчан, после каждой диверсии они восстанавливали Русалочку очень быстро.
В 2003 году вся Дания отметила 90-летие Русалочки грандиозным шоу с фейерверками и живыми «русалочками», плескавшимися вокруг скульптуры. Через десять лет праздник получился ещё более впечатляющим: дети в Тиволи пели Русалочке гимн, сто юных датчанок прыгнули с теплохода в воды гавани и изобразили телами в воде цифру сто, а пивоваренная компания "Карлсберг" угощала всех пивом.
Русалочке уже больше ста лет, она на своём месте, по-прежнему грустно смотрит в море и не стареет.